Методологическая основа, методы и приемы познания дисциплины.

Предмет, метод и содержание дисциплины.

Предметом учебного курса является изучение закономерностей метода и процесса прогнозирования хозяйственного использования земельных ресурсов на перспективу. Объектом исследования является земельный фонд. Метод курса базируется на учении о земле, существующих земельных отношений, основных положениях земельного законодательства и на законах диалектики.

Задачи дисциплины: познакомить будущих специалистов необходимыми теоретическими знаниями, обучить методологическими приемами и практическим навыками по разработки научно обоснованных предплановых предпроектных документах и рекомендаций по перераспределению земель, рационального использования и охраны земельных ресурсов в отраслях народного хозяйствах, отдельных регионах и республики в целом.

Содержание курса и порядок его изучения.

Содержание курса включает: введение; общие вопросы прогнозирования Методологическая основа, методы и приемы познания дисциплины. и планирования ИЗР; основы теории методики и организации прогнозирования и планирования ИЗР; долгосрочное прогнозирование; генеральные схемы ИЗР; прогнозирование и планирования в схемах землеустройства областей и районов; расселение; обоснование схем землеустройства административных районов.

Методологическая основа, методы и приемы познания дисциплины.

Метод исследования реализуется путем использования исторического комплексного системного и структурного подхода.

Исторический подход заключается в том, что каждое явление рассматривают в развитии на основе изучения тенденции прошлого диагноза настоящего, составляют модель будущего.

Комплексный подход предполагает использование для изучения данной дисциплины данные других наук, в которых эти явления исследуются.

Т.к каждое явление можно рассматривать как систему состоящую как состоящую из отдельных Методологическая основа, методы и приемы познания дисциплины. частей и элементов используется системный подход.

Структурный подход устанавливает причины исследуемого явления и объясняет его структуру.

Изучение дисциплины опирается на теоритические разработки смежных дисциплин, таких как экономическая теория, прогностика, земельное право, землеустроительное проектирование и т.д.

5. Схема землеустройства административного района.Схема землеустройства административного района – предпроектный документ планирования землепользования, определяющий концепцию и стратегию устойчивого землепользования, перспективы перераспределения, трансформации, улучшение и охраны земель в границах района. Предназначена в основном для местных исполнительных и распорядительных органов землеустроительных служб и других государственных органов и организаций в соответствии с их компетенцией. Объектом при разработки и реализации схемы являются все земли в границах района независимо от их Методологическая основа, методы и приемы познания дисциплины. целевого назначения, характера использования и форм собственности земельных участков. Цель при разработки реализации схем землеустройства – повышение эффективности использования и охраны земель, совершенствование механизмов государственного управления земельными ресурсами и регулирование земельных отношений, сохранение и улучшение природной среды и условий жизнедеятельности населения, комплексное развитие территории, создание условий для устойчивого землепользования.



Схемы землеустройства должны отражать современное состояние землепользований района и перспективы на 10 – 15 лет. К массовой разработки проектов организации приступили 2009 года. В плане мероприятий к настоящему времени предусмотрена разработка 47 схем. Для этого постановлением госкомимуществом от 29 мая 2008 года №43 была подготовлена инструкция о порядке разработки схем землеустройства района, которая устанавливает состав, содержание Методологическая основа, методы и приемы познания дисциплины. и порядок разработки схем. В соответствии с данной инструкцией КРБоЗ разработаны методические указания, рекомендации и формы документов. Схемы землеустройства в натуру не переносятся, а реализуются через проекты ВХЗ, МХЗ и через рабочие проекты.

Задачи схемы землеустройства:

1. Обобщение и систематизация и информации, документов и материалов по состоянию и использованию земель.

2. Оценка природных, экономических, экологических, демографических и иных условий, характера расселения, а так же земельно-ресурсного и хозяйственного потенциала района.

3. Анализ и оценка сложившегося землепользования.

4. Установление тенденции динамики, состояния, структуры и распределение земельного фонда.

5. Определение ограничений хозяйственной деятельности, направлений и интенсивности допустимости использования земель.

6. Оценка необходимости и возможности изменения сложившегося землепользования, в Методологическая основа, методы и приемы познания дисциплины. том числе развитие новых и альтернативных его видов.

7. Разработка концепции и общей стратегии использования земельного фонда.

8. Определение эффективности использования земель отдельных территорий земельных массивов, проведение хозяйственного зонирования территории.

9. Определение земельных участков предназначенных для размещения объектов недвижимости в соответствии и с государственными программами и инвестиционными проектами и продажи с аукциона.

10. Разработка предложений по упорядочению совершенствованию границ административно-территориальных и территориальных единиц.

11. Разработка и обоснование предложений и мероприятий направленных н повышение эффективности использования сельскохозяйственных земель, совершенствование лесохозяйственного землепользования, охраны и восстановление природных комплексов, формирование экологического каркаса, территориальной развитие населенных пунктов и основной инфраструктуры.

12. Определение объектов и объемов перераспределения земельного фонда, трансформации земель их Методологическая основа, методы и приемы познания дисциплины. улучшение и охраны.

13. Размещение зон и территорий со специальными условиями использования (природо-охранные объекты, высокопродуктивные земли, рекреационные территории, территории для коммерческого использования).

14. Определение эффективности предложений схем землеустройства.

Разработка схемы землеустройства основывается на принципах:

1. Государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель.

2. Адаптация предложений и мероприятий к природным, социальным, экономическим, экологическим и иным местным условиям.

3. Устойчивости землепользования.

4. Комплексности развития организации и устройства территории.

5. Приоритетности охраны и улучшение наиболее ценных земель, охраны окружающей природной среды и восстановление природных ресурсов.

Заказчиками разработки схем являются областные исполнительные комитеты. Инициировать их разработку может Президент, совет министров, Госкомимущество, районные исполнительные комитеты Методологическая основа, методы и приемы познания дисциплины.. Основанием для разработки является задание на проектирование утвержденное заказчиком. В нем указывается основание для разработки, исполнитель, организатор, срок выполнения работы и т.д. схемы з/у разрабатываются организациями по з/у подчиненные Госкомимуществу совместно с другими специалистами.

Разработка схемы предусматривает:

1. проведение подготовительных работ. К ним относится подготовка задания на разработку схемы, сбор информации, ее систематизация и анализ, подготовка картографической основы и выборочное обследование территории.

2. Составление схемы. Включает определение концепции и общей стратегии землепользования, разработка предложений и мероприятий, подготовку текстовых и табличных материалов схемы, создание карт.

3. Рассмотрение и утверждение схемы. Включает согласование заинтересованными государственными органами района, рассмотрение районным исполкомом Методологическая основа, методы и приемы познания дисциплины., Госкомимуществом, областными исполнительными комитетами.

4. Изготовление копии документов схемы.

5. Авторский надзор за осуществлением схемы и работы по периодической актуализации ее материалов.

Схема землеустройства состоит из текстовой и графической части. Текстовая часть состоит из следующих составных разделов: введение, общие сведения о районе, природные условия и ресурсы, распределение и состояние земельного фонда, использование земель. Ограничение хозяйственного использования земель, совершенствование землепользования, предложения и мероприятия по реализации схемы и оценка их эффективности, перечень нормативных правовых методических документов и других источников.

Графическая часть схемы включает основные карты масштаба 1:50 000, тематические карты М 1: 100 000, фрагменты карт других масштабов и картосхемы. К основным относятся: современное использование земель, ограничение использования земель Методологическая основа, методы и приемы познания дисциплины., перспективное использование земель (совершенствование землепользований).

Финансирование осуществляется за счет средств республиканского бюджета и иных источников незапрещенных законодательством РБ.

5.Основные направления и пути оптимизации землепользований сельскохозяйственных организаций.В настоящее время рациональная организация использования земельных ресурсов имеет свои особенности, которые обусловлены: массовыми отводами земель, появление новых форм собственности и недостатков землепользований. В целом организация использования земель является многогранной проблемой, для решения которой необходимо восстановить систему прогнозных и проектных землеустроительных разработок включающих:

1. Основные направления использования и охраны земельных ресурсов РБ.

2. Генеральная схема использования и охраны земельных ресурсов РБ.

3. Основные направления использования и охраны земельных ресурсов областей.

4. Схемы землеустройства областей и административных районов Методологическая основа, методы и приемы познания дисциплины..

5. Технико-экономические обоснования отдельных частей схемы землеустройства административных районов.

6. Проекты МХЗ

7. Ген план с/х организации

8. Проекты ВХЗ

9. Рабочие проекты по улучшению и эффективному использованию земель.

В настоящее время сложилась структура землеустроительного проектирования, которая включает следующие этапы:

1. Предплановый – этап прогнозирования и планирования, на котором разрабатываются прогнозы, генеральные схемы, государственные и региональные программы использования и охраны земель, схемы з/у областей.

2. Предпроектный – разрабатываются схемы з/у административных районов и технико-экономические обоснования его частей.

3. Проектный – разрабатываются проекты МХЗ, ВХЗ и рабочие проекты.

4. Осуществление проекта.

6.Прогностика, ее цели и задачи.Все многообразие направлений по организации улучшения использования земли условно объединяет следующие группы:

1. Направление организационно Методологическая основа, методы и приемы познания дисциплины.-хозяйственного порядка. Включает установление специализации и концентрации с/х производства на базе межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции, планирование использования земельного фонда, разработка схемы проектов з/у и т.д.

2. К аграрно-технологических факторам улучшения использования земель относится: внедрение наиболее прогрессивных способов обработки почвы, посева и уборки урожая с/х культур, улучшение качества продукции и т.д.

3. Организационно-технические факторы отражают главное направление интенсификации по улучшению и использованию земли. К ним относятся создание условий для хранения продукции удобрений, техники, химикатов, внедрение научно обоснованных систем машин.

4. Мелиоративные мероприятия. Включают осушительные работы, размещение орошаемых земель и оросительных систем, культу-технические мероприятия Методологическая основа, методы и приемы познания дисциплины., мероприятия по коренному улучшению земель, рекультивации земель и т.д.

5. Биолого-экологические факторы улучшения использования земель. Включает внедрения обоснованного чередования культу в севооборотах, проведение селекционной работы.

6. Социально-экономические факторы. Включают создание условий для повышения квалификации работников с/х производства, внедрение прогрессивных форм оплаты и организации труда, осуществление материальных и моральных стимулов, укрепление трудовой дисциплины и т.д.

Перспективное планирование использования земельных ресурсов должно идти по следующим направлениям: народно-хозяйственное, отраслевое, организационно-территориальное, внутрихозяйственное.

Реализация с/х организации предплановых и предпроектных разработок предусматривает систему мероприятий по основным направлениям:

1. Межхозяйственное перераспределение земель

2. Улучшение технологических характеристик отдельно обрабатываемых участков путем устранения вкрапленных контуров, изломанности границ Методологическая основа, методы и приемы познания дисциплины., ликвидации мелкоконтурности, улучшение конфигурации участка, увеличение длинны гона.

3. Уменьшение площадей пахотных земель, за счет изменения характера использования участка, земледелие на которых имеет низкую эффективность, в связи с причинами генетического характера.

4. Оптимизация размещения посевов с/х культур с учетом качества земель, предшественников, фито-санитарных требований.

Основные пути оптимизации:

1. Совершенствование земельных отношений.

2. Оптимизация размеров землепользований организаций и производственных подразделений.

3. Совершенствование специализации.

4. Интенсификация производства в экологически допустимых пределах.

5. Улучшения мелиоративного состояния земель и т.д.

7.Методологически особенности прогноза и плана.Прогностика – научная дисциплина изучающая общие принципы и методы прогнозирования развития объектов, а так же закономерности процесса разработки прогноза. Наука молодая, сформировалась Методологическая основа, методы и приемы познания дисциплины. во второй половине 19 – первой половине 20 столетия. В нашей стране стала развиваться с конца 60 г.г прошлого столетия.

Структура прогностики. В основном состоит из 3 разделов: методы прогнозирования, методы разработки прогноза, оценка прогноза.

Теория прогнозирования является составной частью экономической науки и базируется на экономической теории.

Терминология прогностики.

Прогнозный фонд – совокупность внешних по отношению к объекту прогнозирования условий, существенных при решении задач прогноза.

Верификация – оценка достоверности, точности и обоснованности прогноза.

Период упреждения прогноза – промежуток времени на которое разрабатывается прогноз.

Тренд – аналитическое или графическое представление изменения переменной по времени, полученной в результате, выделения регулярной составляющей динамического ряда.

Динамический ряд – временная последовательность ретроспективных знаний Методологическая основа, методы и приемы познания дисциплины. переменных объекта прогнозирования.

8. В основе прогнозирования лежит 4 основных способа получения информации о будущем:

1. Интуиция.

2. Аналогия.

3. Экстраполяция.

4. Построение модели будущего (моделирование).

Существуют 3 основных способа разработки прогноза:

1. Анкетирование

2. Экстраполирование

3. Моделирование.

Общая типовая методика прогнозирования.

При прогнозировании придерживаются следующей последовательности операций:

1. Разработка заданий на прогноз.

2. Построение исходной модели прогнозированного явления.

3. Сбор данных характеризующих прогнозированное явление в прошлом.

4. Построение поисковых или нормативных моделей прогнозируемых явлений.

5. Верификация прогнозов.

6. Выработка рекомендаций необходимых для принятия решений.

Основными элементами методологии прогностики: принципы, методы и способы, приемы разработки прогноза, логика и прогнозирующая система.

9.Теоретическая основа прогнозирования.Понятие предвиденья включает все виды информации о будущем. Оно может быть научным и ненаучным. К Методологическая основа, методы и приемы познания дисциплины. ненаучному относят: интуитивное (основано на предчувствии человека), обыденное (основано на житейском), религиозное (основанное на вере в сверхъестественные силы). Научное предвидение – опережающее отражение действительности, основанное на знании закономерности развития природы, общества и мышления. Научное предвидение может быть пассивным и активным. Если появление события или ход процесса предвидеть можно, а предупредить или изменить нельзя, то такое предвидение называется пассивным. Активное предвидение предполагает непосредственное участие человека в его осуществлении. Научное предвидение может иметь функцию предсказания, которому присущ описательный характер и предуказаниям (предписаниям), когда указываются необходимые действия для достижения цели. Предсказания выливается в форму: предчувствия, предугадывания, прогнозирования. Предуказания выступают в формах: целеполагания, планирования, программирования Методологическая основа, методы и приемы познания дисциплины. и проектирования. В каждой из форм предуказаний лежит один и тот же элемент – решение. Многие решения являются последней ступенью управления.

Научное предвидение требует соблюдение следующих условий:

1. Достоверность информации и автоматизация ее обработки.

2. Компетентность человека как субъекта предвидения.

3. Интуиция, креативность субъекта.

10.Прогнозирование и планирование – две стадии единого процесса.Прогнозирование и планирование являются двумя стадиями единого процесса перспективного планирования. К первой стадией относится прогнозирование, которое служит основой для разработки второй стадии – планирование. Прогнозирование – процесс разработки научно-обоснованного предсказания. Прогноз представляет собой научно-обоснованное суждение о возможном состоянии объекта, процесса или явления в будущем и о альтернативных путях и сроках их Методологическая основа, методы и приемы познания дисциплины. осуществления. В настоящее время при прогнозировании придерживаются следующих принципов:

1. Системности прогнозирования – взаимосвязанность и соподчиненность прогнозов объекта прогнозирования, прогнозного фонда и их элементов.

2. Согласованности – согласование нормативных и поисковых прогнозов различной природы и различного периода упреждений.

3. Вариантности – разработка вариантов прогноза исходя из вариантов прогнозного фонда.

4. Непрерывности – который требует корректировки прогнозов по мере поступления новых данных.

5. Верифицируемость.

6. Рентабельности и т.д.

Логика прогнозирования базируется на 3х стадиях:

1. Ретроспекции (анализа) - проводится анализ истории развития исследуемого объекта.

2. Диагноз (объяснение) – проводят общее описание объекта и прогнозного фона, выявляют тенденции их развития, модели и методы прогнозирования.

3. Проспекции или прогноза – разрабатываются прогнозы, проводится верификация и синтез прогноза Методологическая основа, методы и приемы познания дисциплины..

Прогнозирование включает следующие функции:

1. Предсказательная (описательная) – заключается в описании будущего состояния объекта или явления.

2. Предписательная (предуказательная)

3. Ориентирующая

4. Информирующая

Завершающей стадией прогнозирования является планирование. Планирование – процесс научного обоснования целей, приоритетов, продление путей и средств их достижения. Функции планирования:

1. Директивная – имеет силу юридического закона и обеспечивает безусловное исполнение разработанных и утвержденных планов.

2. Индикативная функция – представляет собой ориентиры развития объекта или явления с учетом складывающейся экономической ситуацией, носит ориентирующий рекомендательных характер.

3. Стратегическая – устанавливает главные цели развития

4. Побуждающая – стимулирует развитие объекта явления и процесса до определенного состояния.

5. Целеориентирующая.

6. Направляющая – регулирование государством и другими органами управления с помощью различных методов.

Теория планирования связана с такими категориями как Методологическая основа, методы и приемы познания дисциплины. руководство и управление. Эти категории взаимосвязаны и имеют общие принципы.

Принципы:

1. Единство политики и экономики

2. Научная обоснованность планов

3. Ориентация планов на все более полное удовлетворение общественных потребностей

4. Сочетание централизованного государственного планирования при его ведущей роли с инициативой низовых звеньев планирования.

5. Обязательность планов исполнения и адресованность конкретным исполнителям.

6. Сочетание отраслевого и территориального планирования.

7. Оптимальность.

8. Единство разработки и организации выполнения планов. Этот принцип предусматривает систему организационных и экономических мер обеспечивающих выполнение планов на всех уровнях.

9. Комплексность – предполагает что при соблюдении приоритета в развитии важнейших направлений предусматривается развитие всех других отраслей, как в целом по хозяйству, так и по отдельным элементам.

10. Реальность и напряженность – все планы Методологическая основа, методы и приемы познания дисциплины. должны быть реальны и учитывать возможности исполнителей.

11. Системность – заключается в системном характере планирования. Все уровни планирования рассматриваются как взаимосвязанные системы, представляющие совокупность элементов, взаимосвязь между ними, наличие единого направления развития их поведения, ориентированного на общие цели.

Результатом планирования является план – заранее намеченная система мероприятий, предусматривающий порядок, последовательность и сроки работ по развитию планируемого объекта или явления. Основной целью плана является реализация намеченных мероприятий.

11.Методологически особенности прогнозирования и планирования.Прогноз и план как производная научного предвидения имеет по своей природе много общего, однако план рассматривается как более сложная категория. Прогноз и план имеет следующие различие:

1. План после утверждения Методологическая основа, методы и приемы познания дисциплины. становится директивой к обязательному исполнению, прогнозное решение носит предварительный и рекомендательных характер.

2. План носит адресный характер, обеспечивается необходимыми ресурсами, как директива должен быть однозначным, не может содержать альтернативных направлений. Прогноз допускает наличие альтернативных вариантных решений, обосновывает их и предоставляет возможность выбора.

3. План отражает общественное мнение, тогда как прогноз лишь мнение тех, кто его разрабатывает.

4. План в течении срока действия не корректируется, особенно в сторону уменьшения показателей. Прогноз при необходимости пересматривается и уточняется.

В целом основные отличия плана от прогноза проявляются:

1. В способе апеллирования информации о будущем (прогноз – вероятность, план – решение).

2. Количественные оценки будущего (прогноз – диапазон значений, план – конкретная Методологическая основа, методы и приемы познания дисциплины. величина).

3. Отношения свободы (прогноз – не обязательность действий, план – обязательное).

Отличают 3 основные формы взаимодействия прогноза с планом:

1. Прогнозирование является частью предплановой подготовки

2. Прогнозирование используется для анализа хода и перспектив выполнения конкретных планов

3. Прогнозируется последствие выполнения и невыполнения планов.

Особенности долгосрочного планирования.

При планировании реализуется тактическая оперативная и стратегическая функция. Стратегические функции реализуются в долгосрочном планировании, при этом производится выбор основных целей и направлений развития и обеспечения решения конкретных задач. Оперативная – отражается в 5ти летних планах. Тактическая – в годовом планировании.

Долгосрочный план должен отражать стратегию экономического и социального развития страны, регионов на долгосрочный период, главные цели, приоритеты, пути и средства их достижения. В среднесрочных планах (5 лет Методологическая основа, методы и приемы познания дисциплины.) – конкретизируются основные стратегии. Годовые планы формируются на основе среднесрочных. Составной частью плана должны быть целевые комплексные программы.

Особенностью долгосрочного планирования:

1. Является стратегическим

2. Ориентировано на крупные народнохозяйственные проблемы

3. Усилен фактор неопределенности

4. Расширена вероятность обоснования планов решений

5. Расширена свобода выбора социально-экономических и хозяйственных решений

6. Является основой, обоснованием целей и задач среднесрочных планов

7. Сбалансированность плана.

13. Место прогнозирования и планирования в общей системе управления народного хозяйства.Управление земельными ресурсами прогнозирование и планирование их использования тесно связано с социально – экономическим развитием в целом и являются ее составной частью. Необходимость в плановых разработках на длительное время объясняется рядом причин:

1. Значительное ускорение темпов использования различных видов природных ресурсов, обеспечение ими Методологическая основа, методы и приемы познания дисциплины. растущих потребностей, при условии сохранения и улучшение условий окружающей среды.

2. Повышение роли долгосрочных комплексных программ развития отраслей народного хозяйства и АПК в том числе.

3. Для выработки преемственности необходимы стратегические установки на несколько пятилеток вперед. Крупные, сложные задачи требуют учета не только ближайших, но и отдаленных последствий.

Первоначально планирование на макроуровне возникло в 20 гг. 20 века (в России). Первый долгосрочный план, который представляет интерес с точки зрения общей методологии планирование – план ГОЭЛРО (гос план электрификации России), разработанный в 1920 году. В 21 году на ее основе был организован государственный плановый комитет. В дальнейшем прогнозные разработки велись при составлении годовых и пятилетних планов Методологическая основа, методы и приемы познания дисциплины.. Широкий масштаб и высокую ценность работы по прогнозирования получили после 1960 года. С 1970 года начали разрабатываться прогнозы использования земельных ресурсов, а так же схемы областей административных районов.

В связи с распадом СССР система прогнозирования и планирования была разрушена. В 1998 году был принят закон РБ о государственном прогнозировании и программ социального развития РБ. Система государственных прогнозов и программ социального развития включают на долгосрочную перспективу НСУР и основные направления социально-экономического развития. На среднесрочную перспективу программы социально-экономического развития составляются на 5 лет и отраслевые и межотраслевые 5ти летние программы и планы. На краткосрочный период годовой прогноз социально-экономического развития РБ и ежегодные Методологическая основа, методы и приемы познания дисциплины. отраслевые планы и прогнозы. В настоящее время разработан проект закона «О государственном индикативном планировании социально-экономического развития РБ», который направлен на достижение устойчивого развития РБ обеспечение национальной безопасности и повышение уровня населения.

Индикатор – ориентирующий показатель социально-экономического развития. ГИП – деятельность государственных органов и их государственных органов по формированию документов, информирующая о перспективах, условиях и механизмов социально-экономического развития. И обеспечивающую координацию, ориентацию интересов и деятельности гос органов.

ГИП основано на принципах:

1. Комплексности и системности

2. Согласованности и соподчиненности документов ГИП

3. Прозрачность и открытость при принятии документов

4. Непрерывности реализации, мониторинга и корректировки документов.

5. Гибкости (своевременно корректировки) поставленных целей и задач социально-экономического развития, а так Методологическая основа, методы и приемы познания дисциплины. же многовариантности, альтернативности, способы их достижения, с учетом возможных изменений

6. Достоверности и реалистичности и ресурсной обеспеченности достижения поставленных целей и задач эффективности и результативности при минимальных затратах.

7. Соблюдение пороговых значений

8. Эффективного влияния рыночной экономики

9. Сочетание самостоятельности и ответственности гос органов в выборе способа поставленных целей и задач.

10. Недопустимости. Необоснованного вмешательства гос органов , в деятельность другие организаций.

Система документов ГИП включается:

1. общереспубликанские документы, включая комплексный прогноз научно-технического развития РБ сроком на 20 лет советом министров РБ. А так же годовой план развития РБ и прогноз важнейших параметров на последние 2 года. Разработку этого плана осуществляет министерство экономики совместно с НЦ банком, министерством финансами Методологическая основа, методы и приемы познания дисциплины..

2. Региональные документы – стратегии устойчивого развития областей сроком на 10 лет. Годовые индикативные планы социально-экономического областей г. Минска и прогнозы важнейших параметров на 2 года. Прогнозы важнейших параметров на последующие 2 года

3. Отраслевые документы включают стратегию устойчивого развития отраслей экономики на 10 лет, годовые индикативные планы развития отраслей прогноза на последующие 2 года.

4. Национальные проекты. Разрабатываются решения важнейших национальных проблем социально-экономического развития. Национальный проект состоит из концепции национального проекта и программ национального проекта. Концепция утверждается президентом. Президент принимает решение о корректировки, временном приостановлении выполнения и прекращения.

14.Объекты прогнозирования и их анализ.Объектами прогнозирования могут выступать процессы, явления и события на которые направленна познавательная деятельность человека. Однако Методологическая основа, методы и приемы познания дисциплины. проектом прогнозирования могут выступать не все явления и процессы, а только те, при которых сам процесс и его результат имеет множество возможных альтернатив. Если результат прогнозирования однозначен то он не может быть объектом исследования. Одним из важнейших моментов разработки прогноза является анализ объекта прогнозирования. Сначала производится общее предварительное описание объекта, при которым ведущую роль играет опыт и интуиция специалиста. Затем идет анализ, который предполагает уточнить цели и задачи. При этом используется анализ, включающий 2 подхода: объективный и национальный. При анализе объекта придерживаются следующих основополагающих правил:

1. Системности (объект как система взаимосвязанных элементов фонда)

2. Специфичности

3. Оптимизации (описание объекта при котором обеспечивается Методологическая основа, методы и приемы познания дисциплины. точность и достоверность прогноза при минимальных затратов)

4. Аналогичности (аналитичности)

5. И т.д.

В целях упрощения анализа объектов, объекты классифицируют по следующим признакам:

1. В зависимости от природы объекта: социальные, научно-технические, социально-экономические.

2. По сложности: от сверх простых до сверх сложных.

3. По масштабности: от суб локальных от супер глобальных.

4. По степени детерминированности: детерминированные (описание которых представлено без существенных до задач прогнозирования потерь информации), статостические (при которых необходим учет случайных составляющих); смещенные.

5. По характеру развития по времени: дискретные (объекты, тренд которых изменяются скачками в фиксированные моменты времени), апериодические, циклические.

6. По степени информационной обеспеченности: с неполным обеспечением информации, полным, наличием качественной Методологическая основа, методы и приемы познания дисциплины. информации, с полным отсутствием информации.

15. Земельные ресурсы как объект прогнозирования.Все земли РБ составляют земельный фонд, площадь которого 20,8 млн. га. В связи с тем, что общая площадь земельного фонда РБ остается постоянной, а изменяются лишь площади земель отдельных категорий и других составляющих, то сам земельный фонд не может быть объектом прогнозирования. В то время различные категории виды земель изменяются их площадь на перспективу можно прогнозировать. Категория земель – земли, выделяемые по основному целевому назначению и имеющие определенный режим использования и охраны.

Земли РБ делятся на 7 категорий:

1. Земли с/х назначения 50,2%

2. Земли НП, садоводческих товариществ, дачных кооперативов – 8,7%

3. Земли промышленности, транспорта связи энергетики Методологическая основа, методы и приемы познания дисциплины. обороны и иного назначения – 5%

4. Земли природоохранного, оздоровительного, историко-культурного назначения - 2,2%

5. Земли лесного фонда - 32,7

6. Земли водного фонда – 1

7. Земли запаса 0,2

Независимо от делений на категории земли подразделяются на виды. Вид земель – земли, выделяемые по природно-историческими признакам, состоянию и характеру использованию.

К сельскохозяйственным: пахотные, залежные, земли под постоянными культурами, луговые.

К несельскохозяйственным: земли под застройкой, под древесно-кустарниковой растительностью, лесные, под болотами, под водными объектами, под дорогами и иными транспортными коммуникациями, общего пользования, неиспользуемые, нарушенные, иные.

Земельные ресурсы – земли которые используются или могут быть использованы в хозяйственной или иной деятельности. Понятие земельные ресурсы включают – территория. Являющаяся базисом для развития народного хозяйства Методологическая основа, методы и приемы познания дисциплины., вид ресурсов которые используются как средство производства в сельском и лесном хозяйстве для получения продукции, часть территории, которая предоставляется во владение, пользование и аренду. Т.к не все земли используются в народном хозяйства, то площадь земель всегда меньше площади земельного фонда.

16. Системный подход к прогнозированию в области использования земельных ресурсов граф-дерево.В сложной системе управления народным хозяйством прогнозирования использования земельных ресурсов является составной частью прогнозирования социально-экономического развития РБ и составляет важную подсистему управления земельными ресурсами осуществляется в отраслевом и территориальном направлении. Систему прогнозов можно рассматривать как дерево «Целей», в основе которого лежит универсальный метод прогнозный граф Методологическая основа, методы и приемы познания дисциплины.. Графом в теории прогностики называют не содержащую петель фигуру, состоящую из точек вершин соединенных отрезками. Деревом «целей» называют еще граф-дерево – связанный ориентированный ряд. Не содержащий петель, выражающий отношение между вершинами – этапами и задачами достижения поставленной цели. Цель з/у – рациональное и эффективное использование и охраны земель, организация территории и производства в соответствии с земельными отношениями. По своему значению первой составляющей главной цели являются прогнозы первого порядка. Включающих прогнозирование земель по 7 категориям. Каждая из категорий подразделяется на составляющие второго порядка – цель использования.

В настоящее время строго научной классификации прогнозов нет. Все прогнозы можно разделить по следующим направлениям:

1. По объекту исследования: естествоведческие, гидрологические Методологическая основа, методы и приемы познания дисциплины., научно технические, обществоведческие.

2. По масштабу прогнозирования

1. По территориальному охвату

2. По способу исследования.

3. Во временном аспекте: оперативные (до 1 месяца), краткосрочные (1 мес – 1 год), среднесрочные (1-5 лет), долгосрочные (5-15 лет), дальносрочные (свыше 15 лет).

4. По характеру прогнозирования: пассивные (объект не может активно воздействовать на свое будущее состояние), активные (предусматривают активное воздействие изучаемых объектов на внешнюю среду), инвариантные (которые разрабатываются в одном варианте и рассчитаны на высокую степень определенности внешней среды)

5. По критерию сложности: сверхпростые, простые, сложные, сверхсложные.

С целью обеспечения скользящего планирования и взаимодействия макро и микроуровней должна разрабатываться система планов по уровням управления экономики и планы временного аспекта. На практике в РБ используются следующие Методологическая основа, методы и приемы познания дисциплины. временные горизонты территориального планирования: краткосрочные (до 5 лет), среднесрочые (10-15), долгосрочные (25-30 лет).

Вопрос 3. Классификация методов прогнозирования.

Метод прогнозирования – совокупность приемов и способов направленных на анализ ретроспективных данных, на анализ внешних и внутренних связей объекта прогнозирования, позволяющих сформулировать суждения о его состоянии в будущем.

Все методы делят на 3 группы: общенаучные, интернаучные, частнонаучные. Известно около 150 методов прогнозирования, на чаще всего применяется 15-20 из них. Количество методов продолжает увеличиваться. Поэтому возникла потребность в из классификации. Одним из наиболее важных квалификационных признаков – степень формализации: интуитивные и формализованные. Интуитивные методы используются в тех случаях когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за сложности прогнозируемого объекта. Или в виду Методологическая основа, методы и приемы познания дисциплины. отсутствия достаточного объема информации. Интуитивные методы подразделяются на индивидуальные и коллективные. Индивидуальные методы используются при интервью, анкетированию и анализу. Они основаны на учете суждения эксперта. Преимущество индивидуальных методов состоит в возможности максимального использования интеллектуальных особенностей личности. Метод коллективной оценки более приемлемы, т.к учитывают суждения целой группы экспертов. В группу формализованных методов входят две подгруппы: методы прогнозной экстраполяции, интерполяции и моделирования. К методам прогнозной экстраполяции/интерполяции относят подбор простых стандартных функций, метод наименьших квадратов. К методам моделирования относят – логическое или статистическое планирования. Эти методы отличаются от интуитивных, они основаны на использовании математических расчетов, что позволяет давать более обоснованные прогнозы.

В Методологическая основа, методы и приемы познания дисциплины. целом все классификации методов прогнозирования можно объединить в 4 группы:

1. Экспортных оценок

2. Логического моделирования

3. Математических экстраполяций и экономико-математического моделирования

4. Нормативные методы.

Вопрос 4. Метод экспертных точек (интуитивный).

Этот метод базируется на интуиции эксперта или группы экспертов, которые высказывают свои суждения, о состоянии явления или объекта в будущем обосновывая количественными или качественными характеристиками на основе профессионального опыта. Они используются, когда проблема малоизучена или использование более точных методов нецелесообразны. Экспертом считается квалифицированный специалист по конкретной проблеме, привлекаемой для вынесения оценки по поставленной задаче прогноза. Методы экспертных оценок подразделяются на групповые и индивидуальные.

Метод индивидуальной экспертной оценки – прогнозирование на основе мнения одного эксперта. Достоверность зависит от Методологическая основа, методы и приемы познания дисциплины. компетентности эксперта. Положительной стороной этого метода является возможность максимального проявления индивидуальной способности и отсутствия вешнего давления на эксперта. Недостаток – недостаточность знаний эксперта в смежных областях. К методам индивидуальной оценки относятся следующие методы: интервью, анкетирования, аналитический метод.

Вопрос 5. Методы коллективной экспортной оценки.

Методы прогнозирования, основанные на выявлении обобщенной объективной оценки объекта прогнозирования группой экспертов. Эти методы основаны на выявлении коллективного мнения экспертов о развитии объекта прогнозирования. При коллективном мышлении появляется большое количество идей, более полно исследуется ситуация и менее вероятны грубые ошибки предсказаний. Методы включают в себя: метод экспортных комиссий, мозговой атаки (коллективной генерации идей), метод дельфи, метод 635 и Методологическая основа, методы и приемы познания дисциплины. т.д.

Наиболее простым методом коллективной экспортной оценки является метод комиссии. Порядок проведения:

1. определяется проблема

2. создается экспертная группа 10-15 чел

3. совместное обсуждение проблемы за круглым столом.

4. Формулировка выводов

Метод комиссии имеет положительные стороны: небольшие затраты времени средств, эксперты находясь в группе с большей готовностью принимают ответственность за сделанные выборы.

Недостатки: группа специалистов может оказывать давление на своих коллег и это может стать причиной отказа эксперта от своих выводов, которые могут оказаться единственно правильными; не исключена ситуация, когда авторитет известной личности или «крикливое меньшинство» подавляют остальных участников группы, путем нажима на их точку зрения.

Метод характеризуется различной активностью эксперта. Один из недостатков – психологическая перегрузка. Группа Методологическая основа, методы и приемы познания дисциплины. в своих суждениях руководствуется в основном логикой компромисса.

Метод коллективной генерации идей – способ прогнозирования путем использования творческого мышления экспертов с целью выработки идей или достижение единой точки зрения. Метод основан на том, что среди большого числа идей имеется несколько ценных. Метод разработан американцем, который думал решать проблемы по средствам спонтанно возникающих идей. Целью метода является стимулирование группой лиц к быстрому генерированию большого количества идей к поиску оригинального решения. Мозговая атака представляет собой не конструированный процесс создания идей по избранной теме, которые спонтанно высказываются участниками встречи. Этот метод предполагает реализацию 6 этапов:

1. Связан с формированием группы участников мозговой атаки. Оптимальное число Методологическая основа, методы и приемы познания дисциплины. участников 6-12 чел.

2. Составляется проблемная записка. Экспертов за несколько дней до проведения заседания в письменной форме знакомят с информацией по изучаемому вопросу.

3. Этап генерации идей продолжительность мозгового штурма рекомендуется от 20 мин до часа. Он проходит в виде заседания или сессии. В процессе обсуждения объекта выдвигаются различные идеи, которые анализируются и выбираются главные из них. Особенностью является то, что все эксперты делятся на 2 группы: 1.генераторы идей, 2.аналитики. Каждая из групп работает автономно. Работа экспертов проводится по определённым правилам: 1 гру.: любые критические высказывания недопустимы, должно быть как можно больше идей… Все идеи фиксируются и оцениваются на последующем этапе. 2гру Методологическая основа, методы и приемы познания дисциплины..:анализируют.

4. Систематизация идей. Идеи объединяются в группы по определенным признакам.

5. Каждая идея критикуется.

6. Дается оценка критике и составляется список реализуемых идей.

По результатам работы экспертов второй группы выявляется главная идея – результат исследования.

Недостатки – сложность организации экспертизы.

Метод 635 – разновидность мозговой атаки. Цифры 635 обозначаю следующее: 6 – участники, 3 – идеи с каждого участника, в течении 5 минут. Лист ходит по кругу, таким образом за 30 мин каждый запишет по 18 идей, в общей сложности 180. Возможны модификации.

Метод дельфии – разработан в США в 1964 году. Название от города Дельфи прославившегося своим оракулом храмом. Суть метода – проведение много туровых индивидуальных вопросов на основе анкет вопросников анонимно. Полученные данные подвергаются статистической обработки в результате Методологическая основа, методы и приемы познания дисциплины. которой формируется диапазон суждений экспертов, отражающие их коллективное мнение и обещаются аргументы в пользу суждений. Этот метод имеет 3 особенности – анонимность, возможность независимой корректировки оценок, возможность статистического анализа результатов групповых оценок. Процесс прогнозирования осуществляется в несколько туров. Предварительно определяется проблема, составляется список экспертов. В первом туре экспертам представляется анкета (ответить на один и тот же вопрос).

Опрос может проходить заочно. Анкеты собираются и анализируются. Исключается общий сбор экспертов. Если отмечаются отклонения прогнозов от большинства их просят обосновать свою точку зрения. Процедура повторяется 3-4 тура. После каждого тура ответы обрабатываются для получения обобщающих характеристик и сообщаются экспертам. Они могут корректировать свои Методологическая основа, методы и приемы познания дисциплины. ответы. Опрос прекращается если результаты последнего анкетирования совпадают с результатами предыдущего тура. Мнение от экспертов на один и тот же вопрос после ознакомления с точки зрения других экспертов может меняться. В итоге метод – определение преобладающего суждения.

Организация экспертного исследования. При использовании экспортной оценки возникает 4 проблемы: создание в группе управления по экспертизе;…?.... проведения опроса экспертов, обработка результатов. При создания группы включаются высококвалифицированные специалисты, они организуют проведения исследования, разрабатывают руководящий документ. При подборе экспертов пользуются следующими характеристиками, компетентность, креативность, отношение экспертов к экспертизе. Параллельно разрабатывают анкету или опрос.

Заполненные анкеты собираются и подлежат анализу и обработки. Исключаются анкеты, которые Методологическая основа, методы и приемы познания дисциплины. имеют логически неверные ответы или заполненные с грубыми ошибками.


documentalwlowv.html
documentalwlwhd.html
documentalwmdrl.html
documentalwmlbt.html
documentalwmsmb.html
Документ Методологическая основа, методы и приемы познания дисциплины.