ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК 14 страница

ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК 14 страница

йо ’нтар бахис тану-бхртам ашубхам видхунванн

ачарйа-чаиттйа-вапуша сва-гатим вйанакти

О мой Господь! Духовные поэты, знатоки духовной науки, и те не смогли бы полностью выразить Тебе свою признательность, даже если бы их жизнь длилась столько же, сколько жизнь Брахмы, ибо Ты приходишь в двух обликах — извне как ачарья и изнутри как Сверхдуша, — чтобы освободить воплощенных в телах живых существ, помогая им прийти к Тебе.

Бхаг., 11.29.6 (по Ч.-ч., Мадхья, 22.48)

Ученик получает указания извне от духовного учителя и изнутри от Сверхдуши

Тот, кто находится в полном сознании Кришны, действует по указанию Кришны. На первых этапах развития сознания Кришны человек получает ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК 14 страница указания Господа через прозрачную среду, которой является духовный учитель. И когда человек, пройдя достаточную подготовку, начинает действовать со смирением, верой и любовью к Кришне под руководством истинного духовного учителя, согласование индивидуального сознания с сознанием Всевышнего становится более устойчивым и точным. Поднявшись на этот уровень преданного служения, преданный, действующий в сознании Кришны, достигает высшего совершенства йоги. На этом этапе Кришна, или Сверхдуша, руководит преданным изнутри, а извне ему помогает духовный учитель — истинный представитель Кришны. Господа, помогающего преданному изнутри, называют чайтья, ибо Он пребывает в сердце каждого живого существа. Однако осознать, что Бог находится в сердце каждого живого существа, еще недостаточно ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК 14 страница. Необходимо постичь Бога, который пребывает как внутри нас, так и вовне, и действовать в сознании Кришны, получая Его указания изнутри и извне. Так мы достигнем высшего совершенства человеческой жизни и высшего совершенства всех систем йоги.

Бхаг., 3.15.45, комментарий

В начале развития сознания Кришны Господь дает указания преданному извне через духовного учителя, а на более поздней стадии также Сам ведет его как чайтья-гуру

Человек в полном сознании Кришны действует по указанию Кришны... В начале развития сознания Кришны эти указания Господа воспринимаются через прозрачную среду — духовного учителя. Когда же человек достаточно подготовлен и действует со смирением, верой и любовью к Кришне под руководством истинного духовного ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК 14 страница учителя, процесс согласования становится более устойчивым и точным. На этой стадии Кришна Сам дает указания изнутри. Извне преданному помогает духовный учитель, истинный представитель Кришны, а изнутри — Господь в форме чайтья-гуру, пребывающего в сердце каждого.



Кришна не станет наставлять человека до тех пор, пока тот не пройдет полный курс обучения у духовного учителя

Кришна может стать наставником и духовным учителем любого, кто действительно хочет получить милость Кришны. Такому человеку Господь посылает духовного учителя, чтобы тот обучал его, а когда человек достигает высот в преданном служении, Господь Сам становится его гуру и дает ему наставления из сердца.

тешам сатата-йуктанам

бхаджатам ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК 14 страница прити-пурвакам

дадами буддхи-йогам там

йена мам упайанти те

«Тех, кто постоянно служит Мне с любовью и преданностью, Я наделяю разумом, который помогает им прийти ко Мне» (Б.-г., 10.10). Однако Кришна не станет наставлять человека до тех пор, пока тот не пройдет полный курс обучения у духовного учителя, являющегося представителем Кришны... Кришна помогает Своему преданному, действуя как духовный учитель и изнутри, и извне. Извне Он помогает преданному, появляясь перед ним в облике Своего представителя, а изнутри Он лично разговаривает с чистым преданным и дает ему наставления, следуя которым тот возвращается домой, к Богу.

Бхаг., 7.15.76, комментарий

Вначале Господь из сердца направляет искреннего преданного к ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК 14 страница духовному учителю, который обучает его регулирующим принципам преданного служения. Когда ученик достигает зрелости, Господь начинает наставлять его изнутри

Верховная Личность Бога начинает непосредственно общаться с индивидуальной душой, когда в процессе служения Господу преданный полностью очищается от материальной скверны... Господь в образе Сверхдуши пребывает в каждом живом существе и действует как чайтья-гуру, духовный учитель в сердце. Но получать наставления непосредственно от Него могут только чистые преданные, достигшие очень высокого духовного уровня. Вначале, если преданный серьезен и искренен, Господь из сердца направляет его и приводит к истинному духовному учителю. Когда такой преданный, следуя указаниям духовного учителя и регулирующим принципам

преданного ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК 14 страница служения, достигает уровня спонтанной привязанности к Господу (рага-бхакти), Господь начинает наставлять его изнутри. Тешам сатата-йуктаним бхаджатам прити-пурвакам. Эту привилегию получает только душа, достигшая освобождения.

Бхаг., 4.28.41, комментарий

Когда духовный учитель покидает этот мир, искренний преданный незамедлительно получает прямые указания от Сверхдуши

Искренний и чистый человек имеет возможность советоваться с Верховным Господом, который в образе Параматмы находится в сердце каждого живого существа. Параматма всегда остается чайтья-гуру, духовным учителем в сердце, и Она же приходит к нам извне в образе наставляющего и инициирующего духовного учителя. Господь может находиться в сердце живого существа, а может появиться перед ним, чтобы дать ему наставления. Таким ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК 14 страница образом, духовный учитель неотличен от Сверхдуши, пребывающей в сердце. Неоскверненная индивидуальная душа, или живое существо, может получить возможность встретиться с Параматмой лицом к лицу. Мы можем советоваться с Параматмой, пребывающей в нашем сердце, но у нас также есть возможность увидеть перед собой Параматму воочию. В таком случае мы имеем возможность получить наставления от Сверхдуши непосредственно. В этом заключается долг чистого преданного: поддерживать отношения с истинным духовным учителем и советоваться со Сверхдушой, пребывающей в его сердце... [Когда духовный учитель покидает этот мир,] перед преданным, который выполнял все указания духовного учителя и очистил свое сердце, незамедлительно появляется Сверхдуша. Искренний преданный, следующий наставлениям ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК 14 страница духовного учителя, получает прямые указания от Сверхдуши, находящейся в его сердце. Таким образом, духовный учитель и Сверхдуша всегда прямо или косвенно помогают искреннему преданному. Это подтверждается в «Чайтанья-чаритамрите»: гуру-кршна-прасаде пайа бхакти-лата-биджа. Искренне служа своему духовному учителю, преданный доставляет удовольствие Кришне. Иасйа прасадад бхагавад-прасадах. Удовлетворяя духовного учителя, человек удовлетворяет Кришну. Поэтому и духовный учитель, и Кришна одаривают такого человека своей милостью.

Господь исправляет обусловленные души извне посредством духовного учителя

Хотя живое существо качественно едино с Господом, из-за осквернения материальным миром оно проявляется в искаженном виде и потому испытывает в нем так называемые ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК 14 страница счастье и страдания... Однако Сам Господь постоянно воздействует на живое существо и изнутри, и извне, исправляя падшую душу. Как Параматма в сердце каждого, Он исправляет стремящееся к этому живое существо изнутри, а извне Он действует посредством Своих проявлений: духовного учителя и богооткровенных писаний.

Бхаг., 1.13.48, комментарий

Как изначальный духовный учитель, Господь действует изнутри и извне, стараясь помочь обусловленной душе

В образе Параматмы Верховный Господь находится в сердце каждого и всегда пытается побудить живое существо предаться Ему и встать на путь преданного служения; вот почему Господа называют изначальным духовным учителем. Как духовный учитель, Господь действует изнутри и извне, стараясь помочь обусловленной душе. Поэтому Махараджа Притху ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК 14 страница называет Его гурум.

Бхаг., 4.21.36, комментарий

Господь становится духовным учителем и таким образом исправляет обусловленные души

Господь исправляет обусловленные души двумя методами: либо с помощью Своей внешней энергии, наказывающей их, либо наставляя их Сам как духовный учитель изнутри и извне. В сердце каждого живого существа Господь Сам становится духовным учителем в форме Сверхдуши (Параматмы). Извне же Он проявляется как духовный учитель в форме писаний, в облике святых и инициирующего духовного учителя.

Бхаг., 1.7.5, комментарий

Духовный учитель является внешним проявлением Сверхдуши

Изначальным духовным учителем является Кришна, которого поэтому называют чайтья-гуру. Это одно из имен Сверхдуши, пребывающей в сердце каждого живого существа. Как утверждается ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК 14 страница в «Бхагавад-гите», Господь в форме Сверхдуши помогает человеку изнутри и посылает ему духовного учителя, который помогает извне. Духовный учитель является внешним проявлением чайтья-гуру — духовного учителя, пребывающего в сердце каждого живого существа.

Бхаг., 4.8.44, комментарий

Господь просвещает преданных изнутри и извне как духовный учитель

Дорогой Господь, Твои прекрасные лотосные стопы похожи на лепестки цветущего осенью лотоса. А ногти на пальцах Твоих лотосных стоп излучают такое яркое сияние, что мрак, царящий в сердце обусловленной души, сразу же рассеивается. Дорогой Господь, я прошу Тебя явить мне ту Свою форму, которая способна рассеять тьму в сердце преданного. Дорогой Господь, Ты — верховный учитель каждого, поэтому только ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК 14 страница Ты способен озарить светом знания все обусловленные души, погруженные во тьму невежества.

КОММЕНТАРИЙ: ...Господь — верховный духовный учитель всех живых существ, и Его истинный представитель также является духовным учителем. Господь просвещает преданных, озаряя их сердца сиянием ногтей на пальцах Своих лотосных стоп, а Его представитель, гуру, дает наставления извне. Только тот, кто постоянно размышляет о лотосных стопах Господа и неукоснительно следует указаниям духовного учителя, сможет обрести духовное совершенство и овладеть знанием Вед... [В «Шветашватара-упанишад», 6.23] сказано, что тому, кто обладает непоколебимой верой в лотосные стопы Господа, а также в духовного учителя, открывается истинный смысл ведического знания.

Бхаг., 4.24.52

Верховный Господь помогает ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК 14 страница обусловленной душе тремя способами: через священные писания, через духовного учителя и как Сверхдуша в сердце

Забывчивую обусловленную душу Кришна учит посредством ведических писаний, осознавшего себя духовного учителя и Сверхдуши. Благодаря этому она может понять природу Верховной Личности Бога и осознать, что Господь Кришна — ее вечный господин, освобождающий ее из плена майи. Так можно обрести истинное знание о своем обусловленном состоянии и о том, как достичь освобождения.

КОММЕНТАРИЙ: Забывшая о своем истинном положении, обусловленная душа может получить помощь от шастр, гуру и Сверхдуши в сердце. Кришна пребывает в сердце каждого в образе Сверхдуши... В образе Своей шактьявеша-аватары, Вьясадевы, Кришна учит ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК 14 страница все обусловленные души через ведические писания. Внешне Кришна проявляется как духовный учитель, который воспитывает в обусловленной душе сознание Кришны. Когда в душе возрождается ее изначальное сознание Кришны, она освобождается из плена материи. Так Верховный Господь постоянно помогает обусловленной душе тремя способами: через священные писания, через духовного учителя и как Сверхдуша в сердце.

Ч.-ч., Мадхья, 20.123

Три типа духовных учителей (дикша, шикша и вартма-прадаршака)

Определения трех типов духовных учителей

Учителя, который первым рассказывает человеку о духовной жизни, называют вартма-прадаршака-гуру. Духовного учителя, который в соответствии с предписаниями шастр дает посвящение, называют дикша-гуру, а духовного учителя, наставляющего ученика ради его ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК 14 страница возвышения, называют шикша-гуру.

Ч.-ч., Мадхья, 8.128, комментарий

Сущность и назначение инициирующего и дающего наставления гуру (дикша- и шикша-гуру)

Я выражаю почтение духовным учителям, преданным Господа, Его воплощениям, Его полным экспансиям, энергиям и Самому изначальному Господу — Шри Кришне Чайтанье.

КОММЕНТАРИЙ: ...Слово гурун стоит во множественном числе, поскольку духовным учителем (гуру) считается каждый, кто дает духовные наставления, основанные на богооткровенных писаниях. Кто-то может помочь человеку встать на духовный путь, но учитель, который посвящает его в повторение маха-мантры, именуется дикша-гуру, а святых, чьи наставления помогают человеку развиваться в сознании Кришны, называют шикша-гуру. Несмотря на то что ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК 14 страница дикша-гуру и шикша-гуру находятся в разных отношениях с учеником, оба они — равноправные и неотличные друг от друга проявления Кришны, которые призваны привести обусловленную душу домой, к Богу.

Ч.-ч., Ади, 1.34

У преданного должен быть только один дикша-гуру, но шикша-гуру может быть сколько угодно

мантра-гуру ара йата шикша-гуру-гана

танхара чарана аге карийе вандана

Прежде всего я выражаю почтение лотосным стопам моего дикша-гуру и всех моих шикша-гуру.

КОММЕНТАРИЙ: ...У преданного должен быть только один дикша-гуру, ибо шастры запрещают получать посвящение у нескольких учителей. Что же касается шикша-гуру, то их у человека может быть ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК 14 страница сколько угодно. Как правило, духовный учитель, который регулярно наставляет ученика в духовной науке, позже дает ему посвящение.

Ч.-ч., Ади, 1.35

Две категории шикша-гуру

Шрила Кришнадас Кавираджа Госвами утверждает, что шикша-гуру является истинным представителем Шри Кришны... Существуют две категории шикша-гуру. К первой относятся освобожденные души, которые всецело поглощены медитацией в служении Господу, а ко второй — те, кто пробуждает духовное сознание ученика необходимыми наставлениями.

Ч.-ч., Ади, 1.47, комментарий

Ученик почитает всех своих учителей в равной степени

Слава Чинтамани и моему дикша-гуру Сомагири! Слава моему шикша-гуру, Верховному Господу, чей венец украшает павлинье перо...

КОММЕНТАРИЙ: ...В начале [«Кришна-карнамриты» Билвамангала Тхакур] выражает ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК 14 страница почтение своим гуру, и следует отметить, что он почитает их всех в равной степени. Имя Чинтамани автор называет первым, поскольку эта женщина указала ему духовный путь и стала его первым шикша-гуру. Чинтамани была блудницей, и в юности Билвамангала был сильно привязан к ней. Но она вдохновила его вступить на путь преданного служения, порвать с материальной жизнью и попытаться достичь совершенства, возлюбив Кришну. Поэтому в первую очередь Билвамангала выражает почтение ей. Далее он называет имя Сомагири, духовного учителя, который дал ему посвящение, а затем славит Верховного Господа, который тоже был его шикша-гуру.

Ч.-ч., Ади, 1.57

Дикша-гуру является ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК 14 страница личным проявлением виграхи Шрилы Мадана-Мохана, а шикша-гуру — виграхи Шрилы Говиндадевы

Шри Говиндаджи выступает в роли шикша-гуру, когда обучает Арджуну «Бхагавад-гите». Шри Говиндаджи — изначальный наставник, и потому Он обучает нас и дает нам возможность служить Ему. Дикша-гуру является личным проявлением виграхи Шрилы Мадана-Мохана, а шикша-гуру — виграхи Шрилы Говиндадевы. Обоим этим Божествам поклоняются во Вриндаване.

Ч.-ч., Ади, 1.47, комментарий

Определения патха-прадаршака-гуру, шикша-гуру и дикша-гуру

Сидя в трансцендентном корабле, уже готовом взлететь, Махараджа Дхрува вдруг вспомнил о своей матери Сунити. В голове его промелькнула мысль: «Как же я могу отправиться на Вайкунтху один ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК 14 страница, оставив здесь свою бедную мать?»

КОММЕНТАРИЙ: Дхрува чувствовал себя обязанным своей матери, Сунити. Это она впервые указала ему путь, которым он шел всю жизнь, так что в конце концов Сам Господь Вишну прислал за ним Своих слуг, чтобы они доставили его на Вайкунтху. Вспомнив о ней, он захотел взять ее с собой. На самом деле Сунити, мать Дхрувы, была его патха-прадаршака-гуру, то есть «гуру (духовным учителем), который указывает путь». Иногда такого духовного учителя называют шикша-гуру. Дикша-гуру Махараджи Дхрувы (духовным

учителем, дающим посвящение) был Нарада Муни, но первым, кто объяснил ему, как добиться благосклонности Верховной Личности Бога ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК 14 страница, была его мать, Сунити. И шикша-гуру, и дикша-гуру обязаны указывать ученику истинный путь, а ученику надлежит следовать наставлениям своего учителя. Согласно шастрам, между шикша-гуру и дикша-гуру нет никакой разницы, и, как правило, шикша-гуру впоследствии становится дикша-гуру.

Бхаг., 4.12.32

Человек, не относящийся к касте брахманов, но являющийся вайшнавом, может в равной степени быть как шикша-гуру, вартма-прадаршака-гуру, так и дикша-гуру

киба випра, киба нйасй, шудра кепе найа

йеи кршна-таттва-ветта, сеи ‘гуру’ хайа

Кем бы ни был человек — брахманом, санньяси или шудрой, — если он знает науку о Кришне, то может стать духовным учителем ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК 14 страница.

КОММЕНТАРИЙ: ...Тот, кто стал гуру, уже является брахманом. Иногда кастовые брахманы толкуют слова йеи кршна-таттва-ветта, сеи ‘гуру’ хайа так: небрахман может стать лишь шикша-гуру или вартма-прадаршака-гуру, но не гуру, дающим посвящение. По мнению таких кастовых гуру, нет ничего важнее происхождения и семейных связей. Однако вайшнавы не признают передачу титула гуру по наследству. Слово гуру в равной степени относится к вартма-прадаршака-гуру, шикша-гуру и дикша-гуру.

Ч.-ч., Мадхья, 8.128

Формы почтительного обращения к духовному учителю

Духовного учителя называют «госвами»

Того, кто таким образом держит чувства в повиновении, именуют гошай или госвами, то есть господином своих ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК 14 страница чувств. Чувства невозможно обуздать, не занимаясь служением Господу, поэтому истинный духовный учитель, в совершенстве владеющий чувствами, служит Господу день и ночь. За это духовного учителя называют госани или госвами.

Ч.-ч., Мадхья, 9.289, комментарий

Титул «госвами» нельзя унаследовать — носить его может только истинный духовный учитель

Титул госвами нельзя унаследовать — носить его может только истинный духовный учитель.

Было шесть великих Госвами Вриндавана: Шрила Рупа, Санатана, Бхатта Рагхунатха, Шри Джива, Гопала Бхатта и Дас Рагхунатха, — и ни один из них не получил титул госвами по наследству. Все Госвами Вриндавана были истинными духовными учителями, достигшими высшей ступени преданного служения, поэтому их и называли госвами. Все храмы ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК 14 страница во Вриндаване основали именно они. Впоследствии поклонение в этих храмах было поручено семейным людям, ученикам Госвами, и с тех пор титул госвами стал переходить из поколения в поколение. Однако госвами можно назвать только истинного духовного учителя, который проповедует учение Шри Чайтаньи Махапрабху, философию сознания Кришны, и держит чувства в полном повиновении. К сожалению, наследственная передача титула госвами продолжается и поныне, поэтому в большинстве случаев из-за незнания первоначального смысла этого титула его носят незаслуженно.

Ч.-ч., Мадхья, 9.289, комментарий

Духовного учителя называют лучшим из парамахамс

Духовного учителя, который целиком предался Верховной Личности Бога и не стремится ни к чему ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК 14 страница, кроме служения Господу, называют лучшим из парамахамс. Парамахамса не пытается услаждать собственные чувства. Он думает лишь о том, как доставить удовольствие чувствам Господа.

Ч.-ч., Мадхья, 9.289, комментарий

Того, кто исполняет роль ачарьи, именуют парамахамсой-тхакуром

Поскольку ачарья является самым возвышенным преданным, его называют парамахамса-тхакур. «Тхакур» — это почетный титул, присуждаемый парамахамсам. Поэтому тот, кто исполняет роль ачарьи, непосредственно представляя Господа Кришну путем распространения Его святого имени и славы, также именуется парамахамсой-тхакуром.

Ч.-ч., Антья, 7.12, комментарий

Правильное использование титулов «госани» и «тхакур»

Харидас Тхакур находился на таком высоком уровне, что его величали тхакуром или госани, а этими титулами награждают лишь самых великих вайшнавов ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК 14 страница. Титул госани обычно носят духовные учители, а титул тхакур — парамахамсы, люди, достигшие самых больших духовных высот.

Ч.-ч., Мадхья, 11.165, комментарий

Значение титула «джагад-гуру»

Любой, кто учит своих подопечных или учеников поклоняться Васудеве, является подлинным духовным учителем. Слово джагад-гурум играет в связи с этим очень важную роль. Кашьяпа Муни не провозглашал себя джагад-гуру, хотя на самом деле он был им, поскольку призывал поклоняться Васудеве. Но в данном стихе ясно сказано, что джагад-гуру — это Сам Васудева (васудевам джагад-гурум). И тот, кто передает другим наставления Васудевы, «Бхагавад-гиту», находится на одном уровне с васудевам джагад-гурум. Если ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК 14 страница же человек искажает эти наставления, а сам при этом объявляет себя джагад-гуру, то он просто обманщик. Джагад-гуру — это Кришна, и тот, кто, действуя от имени Кришны, передает Его наставления в неискаженном виде, тоже может считаться джагад-гуру. Того же, кто изобретает собственные теории, джагад-гуру назвать нельзя, ибо он занимает это положение не по праву.

Бхаг., 8.16.20, комментарий

Качества истинного джагад-гуру

Духовным наставником всего мира (джагад-гуру) может стать только тот человек, который знает, что представляет собой духовный и материальный мир, и который утвердился в духовном положении. Нельзя стать джагад-гуру, просто объявив себя таковым и ничего не зная об ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК 14 страница основных требованиях, которые предъявляются к джагад-гуру. Но сейчас даже те, кто никогда не видели джагад-гуру и никогда ни с кем не говорили, становятся горделивыми санньяси и объявляют себя джагад-гуру. Шри Чайтанья Махапрабху не приветствовал этого. Джагад-гуру может стать любой, кто знает науку о Кришне и кто обрел все качества человека, ведущего духовную жизнь.

Ч.-ч., Антья, 5.85, комментарий

Слова аштоттара-шата («сто восемь»), которые прибавляются к имени духовного учителя, указывают на то, что он находится на трансцендентном уровне

Живое существо по своей природе чисто. Асанго хй айам. пурушах. В Ведах говорится, что душа всегда чиста и не осквернена привязанностью к ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК 14 страница материи. Отождествление тела и души — это ошибка. Когда человек обретает совершенное сознание Кришны, это значит, что он возвращается в свое изначальное, чистое состояние. Это состояние бытия называется шуддха-саттва, что значит «трансцендентное материальным качествам».

...Тот, кто достиг уровня чистого преданного служения, служит Верховной Личности Бога из чувства долга, его служение не имеет корыстных мотивов, и никакие материальные обстоятельства не могут помешать ему заниматься своим служением. Это состояние называется шуддха-саттвой, или васудевой, потому что, достигнув этого состояния, преданный обретает способность видеть Верховную Личность, Кришну, в своем сердце. Шрила Джива Госвами замечательно описал шуддха-саттву (васудеву) в «Бхагават ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК 14 страница-сандарбхе». Он поясняет, что слова аштоттара-шата («сто восемь»), которые прибавляются к имени духовного учителя, указывают на то, что он пребывает в шуддха-саттве, в трансцендентном состоянии васудевы.

Бхаг., 4.3.23, комментарий

Титул «Прабхупада» означает, что, являясь полномочным представителем Верховного Господа, духовный учитель занимает положение Верховной Личности Бога [Словом прабху] обычно называют Верховную Личность Бога. Иногда духовного учителя называют Прабхупадой. Прабху значит

«Верховная Личность Бога», а пада — «положение». Согласно философии вайшнавов, духовный учитель занимает положение Верховной Личности Бога; иными словами, он является полномочным представителем Верховного Господа.

Бхаг., 4.8.69, комментарий

Значение титула «Прабхупада»

Получив духовное знание (гьяну) и избавившись от материальных желаний, Махараджа Притху обрел ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК 14 страница духовную силу и стал прабху, хозяином чувств (таких людей иногда также называют госвами или свами). Это значит, что он вышел из-под власти материальной энергии. Того, кто обладает достаточной силой, чтобы выйти из-под влияния материальной энергии, называют прабху... этим словом называют того, кто полностью осознал свою истинную природу и действует соответствующим образом. Духовного учителя величают Прабхупадой, потому что он является полностью осознавшей себя душой. Пада значит «положение», и титул «Прабхупада» указывает на то, что духовный учитель занимает положение прабху, то есть Верховной Личности Бога, поскольку он действует от имени Господа. До тех пор пока человек не станет прабху, хозяином своих ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК 14 страница чувств, он не имеет права выступать в роли духовного учителя, представителя верховного прабху, Господа Кришны.

Бхаг., 4.23.18, комментарий

Значения слов «прабху» и «Прабхупада»

Услышав это предложение, Каши Мишра воскликнул: «Мне очень повезло, ибо в моем доме будет жить Шри Чайтанья Махапрабху, повелитель всех прабху!»

КОММЕНТАРИЙ: Особенно важным в этом стихе является слово прабхупада, которым назван здесь Шри Чайтанья Махапрабху. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Прабхупада комментирует его следующим образом: «Шри Чайтанья Махапрабху — это Сам Шри Кришна, Верховная Личность Бога, и все Его слуги величают Его Прабхупадой. Это имя означает, что у Его лотосных стоп нашли прибежище многие прабху». К чистому вайшнаву обращаются ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК 14 страница как к прабху. Именно так, следуя правилам вайшнавского этикета, называют друг друга вайшнавы. Если у лотосных стоп одного прабху нашло прибежище много других прабху, его именуют Прабхупадой. Шри Нитьянанду Прабху и Шри Адвайту Прабху также называют Прабхупада. Шри Чайтанья Махапрабху, Шри Адвайта Прабху и Шри Нитьянанда Прабху — все Они относятся к категории вишну-таттвы, то есть являются Верховной Личностью Бога, Господом Вишну. Поэтому все живые существа пребывают под сенью Их лотосных стоп. Господь Вишну — это вечный Господь каждого, а представитель Господа Вишну — Его доверенный слуга. Для вайшнавов-неофитов такой представитель Господа играет роль духовного учителя. Вот почему духовного учителя ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК 14 страница почитают наравне со Шри Кришной Чайтаньей или Господом Вишну и именуют Ом Вишнупадой или Прабхупадой.

Ч.-ч., Мадхья, 10.23

Почтение к вещам, использованным духовным учителем

Почитание гуру и вещей, которыми он пользовался

Тогда Нитьянанда Прабху попросил у Говинды передник, который носил Господь. Этот старый передник Нитьянанда Прабху передал Сарвабхауме Бхаттачарье, а Сарвабхаума Бхаттачарья послал его царю. Получив эту одежду, царь стал поклоняться ей, как поклонялся бы Самому Господу.

КОММЕНТАРИЙ: ...Мы должны научиться почитать все, что принадлежит Верховной Личности Бога. Господь Шива называет это тадййанам. В «Падма-пуране» сказано:

арадхананам сарвешам

вишнор арадханам парам

тасмат паратарам деви

тадийанам самарчанам

«О Деви, высшая форма поклонения — это поклонение Господу Вишну ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК 14 страница. Но еще выше — поклонение тадиш тому, что непосредст-

венно связано с Вишну». Шри Вишну — это сач-чид-ананда-виграха, а самый доверенный слуга Кришны, духовный учитель, и все преданные Вишну являются тадией. Сач-чид-ананда-виграха, а также тадия, то есть гуру, вайшнавы и предметы их обихода, должны стать святыней для всех живых существ.

Ч.-ч., Мадхья, 12.36-38

Все, чем пользуется духовный учитель, достойно поклонения и не должно быть использовано кем-либо еще «Теперь, пожалуйста, сядь на это сиденье и пообедай». Чайтанья Махапрабху ответил: «Этому сиденью нужно поклоняться, ибо им пользовался Кришна».

КОММЕНТАРИЙ: Согласно этикету, принадлежностями Кришны больше не должен ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК 14 страница пользоваться никто. Точно так же никто не должен пользоваться вещами духовного учителя. Таков этикет. Все, чем пользуется Кришна или духовный учитель, достойно поклонения. В особенности никому нельзя позволять сидеть на их сиденьях и есть там, где едят они. Это правило должно соблюдаться неукоснительно.

Ч.-ч., Мадхья, 15.234

Благо от вкушения остатков пищи духовного учителя

Очистительная сила остатков пищи духовного учителя

Ощутив прикосновение риса, брошенного Нитьянандой Прабху, Адвайта Ачарья подумал, что остатки трапезы парамахамсы Нитьянанды очистили Его, и потому принялся танцевать.

КОММЕНТАРИЙ: Остатки трапезы чистого вайшнава называются маха-маха-прасадом. Они всецело духовны и неотличны от Господа Вишну. Их ни ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК 14 страница в коем случае нельзя считать простыми объедками. Следует понимать, что духовный учитель находится на ступени парамахамсы и не обязан следовать предписаниям системы варнашрамы. Остатки пищи с тарелки духовного учителя и других подобных ему парамахамс обладают очистительной силой. Стоит обычному человеку дотронуться до такого прасада, как его ум очищается, а сам он возвышается до положения безупречного брахмана. Поведение и слова Адвайты Ачарьи являются назиданием обывателям, не подозревающим о важности духовных ценностей и не знающим о необыкновенных свойствах пищи, отведанной истинным духовным учителем и чистыми вайшнавами.

Ч.-ч., Мадхья, 3.96

Остатки пищи духовного учителя можно принимать как прасад

Доедать за кем-то можно, только если ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК 14 страница это Сам Верховный Господь, которому мы предложили приготовленные блюда, или святой человек, в особенности духовный учитель.

Б.-г., 17.10, комментарий

Случаи, в которых духовный учитель может быть отвергнут

Когда можно отвергнуть гуру

Шри Шукадева Госвами сказал: О царь Парикшит, после того как Махараджа Бали выслушал наставления Шукрачарьи, своего духовного учителя и семейного жреца, он еще помолчал некоторое время, а потом, тщательно все обдумав, ответил ему так.

Дата добавления: 2015-08-28; просмотров: 2 | Нарушение авторских прав


documentalwelzd.html
documentalwetjl.html
documentalwfatt.html
documentalwfieb.html
documentalwfpoj.html
Документ ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК 14 страница