Правовой режим земель оздоровительного назначения

Основным признаком, в соответствии с которым земельные участ-ки относятся к землям оздоровительного назначения, является наличие природных лечебных факторов, чем обусловлена возможность использования этих земель в лечебных и оздоровительных целях.

Земельные участки из земель оздоровительного назначения пре-доставляются санаторно-курортным и оздоровительным организациям на праве постоянного либо временного пользования (государственным организациям), аренды.

Земли оздоровительного назначения используются для: застройки; размещения объектов инфраструктуры (инженерные сети и сооружения, автодорожные подъезды к курортам и зонам отдыха).

В ст. 40 Закона Республики Беларусь «О здравоохранении» определено, что в целях предупреждения заболеваний и оздоровления граждан государство создает условия для развития сети санаторно-курортных учреждений, домов отдыха, пансионатов Правовой режим земель оздоровительного назначения, туристских баз и других учреждений оздоровительного лечения и отдыха. Для организации лечения и отдыха выделяются земли оздоровительного назначения.

К землям оздоровительного назначения относятся земельные участки, обладающие природными лечебными факторами (минеральные источники, залежи лечебных грязей, климатические и другие условия), благоприятными для организации профилактики и лечения заболеваний.

Земли оздоровительного назначения включают лечебно-оздоро-вительную местность и территории курортов.

Необходимо выделить следующие особенности правового режима земель оздоровительного назначения:

– субъектами права землепользования на этих землях выступают санаторно-курортные учреждения: санатории, дома отдыха, турбазы, а также иные землепользователи, на территории которых имеются природные лечебные ресурсы, благоприятные для лечения и профилактики заболеваний;

– данные земли разнообразны по своей Правовой режим земель оздоровительного назначения структуре и составу. Это − участки леса, водные объекты, земли населенных пунктов и др. Их объединяет цель использования и выполняемые функции − лечебные, оздоровительные;

– земли этой категории являются собственностью государства и не подлежат передаче в частную собственность;

– функции управления данными землями сосредоточены у органов, в чьем ведении находятся курорты, контроль за их использованием осуществляет Министерство здравоохранения.

На первое место законодательством выдвигаются требования охраны лечебно-оздоровительной местности или курорта. Курорт включает: курортную зону, в которой расположены природные лечебные средства, устройства и сооружения для их использования, санаторно-курортные учреждения и учреждения отдыха и культуры, а также обслуживающие курорт предприятия торговли и бытового обслуживания Правовой режим земель оздоровительного назначения; зону, в которой находятся жилые дома, общественные здания и сооружения для населения, постоянно проживающего на его территории; зону, в пределах которой размещены централизованные хозяйственные и технические службы.

Для обеспечения защиты и сохранения лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительных местностей, курортов устанавливаются округа санитарной охраны. В их границах закреплен особый режим хозяйственной, производственной, социально-бытовой деятельности. Территория округа санитарной охраны делится на три зоны.



Первая – зона строгого режима. Она охватывает местности, где выходят на поверхность минеральные воды, расположены месторождения лечебных грязей, минеральные озера, воды которых используются для лечебных целей.

На данной территории запрещается не связанное непосредственно с эксплуатацией Правовой режим земель оздоровительного назначения природных лечебных средств курорта постоянное и временное проживание граждан, строительство объектов, производство горных и земляных работ, а также другие действия, которые могут оказать вредное влияние на природные лечебные средства и санитарное состояние курорта.

Вторая зона (зона ограничений) охватывает территорию, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к местам выхода на поверхность минеральных вод, месторождениям лечебных грязей, минеральным озерам, территорию, где расположены санаторно-ку-рортные учреждения и учреждения отдыха, парки, лесопарки и другие зеленые насаждения, использование которых влияет на состояние курорта. На этой территории запрещается строительство объектов и сооружений, не связанных с курортными целями, производство горных и других работ, устройство Правовой режим земель оздоровительного назначения поглощающих колодцев, полей орошения и подземной фильтрации, кладбищ, скотомогильников, массовый прогон скота, применение ядохимикатов для борьбы с сорняками, вредителями и болезнями растений, вырубка зеленых насаждений (кроме рубок ухода за лесом и санитарных рубок) и всякое другое использование земельных участков, лесных угодий и водоемов, которое может привести к ухудшению качества или уменьшению количества природных лечебных средств курорта.

Третья зона − зона наблюдения. Ее внешние границы совпадают с границами округа санитарной охраны курорта и охватывают область питания и формирования гидроминеральных ресурсов, лесные насаждения, окружающие курорт, а также территории, использование которых без соблюдения правил, установленных для округа санитарной охраны курорта, может оказать неблагоприятное влияние на Правовой режим земель оздоровительного назначения гидроминеральный режим месторождений минеральных вод и лечебных грязей, на санитарные и ландшафтно-климатические условия курорта.

На территории третьей зоны допускаются все виды работ, которые не могут оказывать отрицательного влияния на природные лечебные средства и санитарное состояние курорта.

Обеспечение соблюдения правил санитарной охраны курорта осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами.

Мероприятия по санитарной охране курортов проводятся соответствующими органами по управлению курортами, а также организациями, в ведении которых находятся санаторно-курортные учреждения, учреждения отдыха и другие объекты, размещенные в пределах округа санитарной охраны. Контроль за проведением санитарно-противоэпидемических мероприятий на этих землях осуществляют службы Министерства здравоохранения.

Законодательство о Правовой режим земель оздоровительного назначения землях оздоровительного назначения в Республике Беларусь нуждается в усовершенствовании.

Как представляется, должен быть принят специальный закон, устанавливающий основы правового режима лечебно-оздоровительных местностей и курортов. В нем следует предусмотреть и законоположения, касающиеся зонирования территорий.

Следует указать, что до 2015 г. также планируется создать целый ряд природных территорий с высоким природным потенциалом для организации экологического туризма. В их числе ландшафтные заказники «Суражский», «Свислочско-Березинский», «Каскад озер», водно-болотные заказники «Лебединый Мох», «Березина-Гайна», «Дрожбитка-Свина», «Хованщина» и др. Все эти изменения предусмотрены проектом «Схемы рационального размещения охраняемых природных территорий республиканского значения до 2015 года», разработанным Институтом зоологии Национальной академии наук Беларуси. Проект уже Правовой режим земель оздоровительного назначения представлен в правительство Беларуси.

Таким образом, режим земель оздоровительного назначения предполагает охрану природных лечебных ресурсов, лечебно-оздорови-тельных местностей и курортов. Такая охрана включает создание округов санитарной охраны.


documentalvovef.html
documentalvpcon.html
documentalvpjyv.html
documentalvprjd.html
documentalvpytl.html
Документ Правовой режим земель оздоровительного назначения